===============
11 октября 1881 — житель штата Северная Дакота (США) Дэвид Хьюстон (David Houston) запатентовал фотоплёнку.
==
С развитием цифровых технологий, фотографирование на пленку стало уделом профессионалов или поклонников такого способа съемки. Но в конце XIX века пленка стала настоящим прорывом в фотоделе.
Фотография до появления пленки
До того, как была изобретена фотопленка, фотографирование было уделом профессионалов. Это было связано с тем, что камеры были большими и тяжелыми, а экспозиция каждого снимка длилась более 10 секунд. Фотограф мог работать только в студии, а чтобы сделать качественный портрет, людей нужно было фиксировать специальными устройствами, просить задерживать дыхание и не моргать.
В 1871 году Р.Мэддокс изобрел бромжелатиновую эмульсию, позволившую сократить время экспозиции кадра до четверти секунды, и сделало фотографов мобильными. Это изобретение послужило причиной роста массовой популярности фотографии, но прогресс не стоял на месте, и уже в 1887 году появилась фотопленка.
Изобретение фотопленки
Как это часто случается, за право запатентовать новое изобретение боролись несколько авторов, среди которых были любители, например Г.Гудвин, и профессионалы, такие как Д.Истман, владелец и основатель компании «Eastman Kodak».
Именно он первым получил патент на изобретение и начал производить ленточную фотопленку из целлулоида. В 1888 году была создана первая фотокамера Kodak, совершившая революцию среди фотографов-любителей, сделав процесс фотосъемки по-настоящему доступным широким массам. Причиной была техническая простота камеры и ее невысокая стоимость.
Фотокамера Kodak 1888 г.
Съемка на фотопленку
Новые фотоаппараты снабжались катушками с неэкспонированной пленкой, длина которой позволяла сделать около ста кадров. Отснятый материал вместе с камерой сдавали компании-производителю, где специалисты проявляли пленку, а фотокамеру с новой пленкой и отпечатанными снимками возвращали владельцу.
К концу 20-х годов ХХ века размеры камер значительно уменьшились, появились профессиональные аппараты среднего и малого формата. В фотоаппаратах «Leica» стали применять перфорированную кинопленку формата 35 мм (аналогичную современной фотопленке по формату).
В середине 30-х у «Кодак» начинает продажу трехцветной пленки «Кодахром». Процесс проявки был технически сложным, поэтому им также занималась компания «Eastman Kodak», куда фотографы отправляли отснятые пленки, получая обратно готовые слайды.
Трехцветная пленка «Кодахром»
Ситуация изменилась уже к 1936 году, когда немецкой фирмой Agfa была выпущена позитивная цветная фотопленка «Agfacolor» с уже нанесенными цветными компонентами. Это новшество дало фотографам возможность проявлять цветную пленку самостоятельно, а также печатать фотографии в любом количестве.
===
Ранние фотографические процессы, такие как дагеротипия и калотипия не предусматривали использования фотоплёнки: дагеротипы снимались на медную пластинку, а калотипы изготавливались на бумаге, пропитанной галогенидами серебра. Появившийся в середине XIX века мокрый коллодионный процесс был основан на фотопластинках, изготовленных на стеклянной подложке. Несмотря на хрупкость и громоздкость, фотопластинки лучше других носителей подходили для фотографии, благодаря химической инертности и стабильности размеров стекла. После появления первых фотоплёнок фотопластинки ещё несколько десятилетий не выходили из употребления, а в некоторых отраслях науки, таких как астрофотография и регистрация заряженных частиц, использовались вплоть до 2000 годов.
Первый гибкий рулонный фотоматериал и фотоаппарат для него были созданы в 1875 году польским инженером Леоном Варнерке. Сухая коллодионная эмульсия наносилась на бумажную основу, удерживаясь на ней с помощью гуммиарабика, а после проявления переносилась на стекло. Однако, из-за высокой стоимости фотоаппарата и кассет к нему, процесс не получил коммерческого успеха и распространения. Более успешной оказалась технология, изобретённая в 1885 году Джорджем Истменом, который использовал новейшую сухую желатиносеребряную эмульсию на такой же бумажной подложке. Прозрачная гибкая основа была создана в 1889 году, и изготавливалась она из целлулоида, известного до этого уже более 20 лет. Возможность его использования в качестве подложки появилась, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году. Появление гибкой фотоплёнки тесно связано с изобретением кинематографа: первая 35-мм киноплёнка для «кинетографа» была изготовлена Эдисоном разрезанием рулона 70-мм фотоплёнки вдоль
Как и фотопластинки, чувствительные только к сине-фиолетовому излучению, первые фотоплёнки не подвергались спектральной сенсибилизации или были ортохроматическими. Панхроматические эмульсии с равномерной чувствительностью ко всему видимому спектру на фотоплёнках стали доступны только после открытия красного сенсибилизатора пиацианола Бенно Гомолкой в 1905 году. Выпуск первых панхроматических фотопластинок налажен Фредериком Рэттеном и Генри Уэйнрайтом только в 1906 году, однако распространение они получили позже из-за высокой стоимости. Возможность обработки несенсибилизированных эмульсий при неактиничном освещении считалась более важной, чем правильная передача тона окрашенных объектов. Фотоплёнка долго считалась принадлежностью любительской фотографии из-за необходимости выравнивания в кадровом окне. Кроме склонности к скручиванию, для первых фотоплёнок была характерна более быстрая потеря светочувствительности, чем у фотопластинок
Преимущества нового носителя начали проявляться одновременно с уменьшением форматов камер в конце 1920-х годов, когда появилась малоформатная и среднеформатная аппаратура профессионального класса. По сравнению с пластиночными камерами, такие фотоаппараты позволяли носить с собой значительно больший запас фотоматериала, нечувствительного к ударам и более удобного: быстрота перемотки фотоплёнки не шла ни в какое сравнение с длительностью замены фотопластинки при репортажной съёмке. Начало выпуска фотоплёнок в СССР совпало с вводом в строй первых фабрик киноплёнки — № 5 в Переславле-Залесском и № 3 в Шостке. Производство фотоматериалов в те годы было тесно увязано с оборонными отраслями промышленности, поскольку коллоксилин, используемый для синтеза нитратной подложки, одновременно был сырьём для взрывчатки
Самый ранний способ цветной фотографии, основанный на автохромном процессе, предполагал использование жёсткой подложки фотопластинок. Тем не менее, первые попытки создания цветных фотоплёнок также основаны на растровых технологиях, впервые реализованных в 1928 году компанией Eastman Kodak. Цветоделение происходило при помощи лентикулярного растра, изготовленного на стороне основы, обращённой к объективу с встроенными цветными светофильтрами. Однако необходимость специального оптического устройства для просмотра цветного изображения и невозможность его тиражирования ограничивали область применения лентикулярных плёнок. Первая многослойная цветная фотоплёнка Kodachrome с диффундирующими цветообразующими компонентами появилась на американском рынке в 1935 году, дожив до 2010 года почти без изменений. Технология съёмки на такую плёнку ничем не отличается от чёрно-белого фотопроцесса, а цветной позитив виден невооружённым глазом.
Однако наиболее распространёнными стали хромогенные цветные фотоплёнки с синтезом красителей из недиффундирующих компонент, находящихся в эмульсии. Это значительно упрощало лабораторную обработку. Впервые этот способ цветной фотографии реализован в 1936 году немецкой компанией Agfa на основе патентов Рудольфа Фишера. Все первые цветные плёнки были обращаемыми, давая позитивное изображение непосредственно в эмульсиях, на которые производилась съёмка. Новый цветной фотоматериал сразу стал популярным в издательской деятельности и среди фотолюбителей. Дальнейшее развитие пошло по пути внедрения негативно-позитивного процесса в цветную фотографию. В 1939 году появилась первая негативная многослойная фотоплёнка Agfacolor, а через два года — её американский аналог Kodacolor. В 1947 году начат выпуск советских многослойных негативных фотоматериалов типа Sovcolor на основе немецких технологий, полученных в счёт репараций после войны
Постепенно фотоплёнка почти полностью вытеснила фотопластинки, в том числе из крупноформатной фотографии. Подавляющую часть рынка с большим размером кадра заняла листовая фотоплёнка тех же форматов. К концу 1990-х годов более 90% фотографий, за исключением снимков одноступенного процесса, выполнялись на фотоплёнке. Ситуация начала меняться с начала 2000-х годов, когда стали появляться доступные для широкого круга потребителей цифровые фотоаппараты. Отсутствие накладных расходов на дорогостоящие фотоматериалы и скорость получения готового изображения быстро сделали цифровую фотографию более конкурентоспособной, а к середине десятилетия доминирующей на рынке. В 2006 году большинство производителей отказались от выпуска фотоаппаратов, рассчитанных на фотоплёнку, которая по прежнему доступна в продаже, но всё более дорогостояща